Как «Роснефть» создаёт убытки для «РЖД»

В деле транспортировки нефти традиционно лидируют железнодорожные перевозки и трубопроводы. Именно между этими способами доставки всегда идёт противостояние в объёмах. Хотя точнее будет так: железнодорожный транспорт во всю пытается удержать свою долю относительно трубопроводного транспорта. Но получается это далеко не всегда - все больше амбициозных планов по возведению новых трубопроводов портят жизнь руководству "РЖД", которое после реализации проекта по возведению нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан даже предложило идею создания единого государственного органа по регулированию транспортной политики государства. Сейчас трубопроводный транспорт в подчинении у Минэнерго, а железнодорожный транспорт - Минтранс и вполне вероятно, что под эгидой создания единого координирующего органа "РЖД" пытается упростить лоббирование своих интересов в перевозках нефти.

Действительно, с помощью такого органа "РЖД" было бы проще "тормозить" развитие инфраструктуры трубопроводов - единый департамент не наносил бы вреда железнодорожным перевозкам, отдавая предпочтение развитию трубопроводного транспорта. Тем не менее, пока подобный орган не создан и у "РЖД" волне может отпасть очередной лакомый кусочек нефтепереевозок - "Роснефть" планирует возвести нефтепровод, который соединит Красноярский и Хабаровский край. Планы по соединению нефтеперевалочного комплекса в Уяре и Комсомольского нефтеперерабатывающего завода у "Роснефти" уже довольно давно, но это никак не входит в планы "РЖД", ведь в этом случае российский монополист, осуществляющий ж/д перевозки, потеряет порядка 35 млрд рублей. Убытки железнодорожных операторов в этом случае составят чуть меньше трети от этой суммы - 10,5 млрд рублей. Руководство "РЖД" неоднократно пыталось повлиять на ситуацию предлагая "Роснефти" более лояльные цены на перевозку по данному направлению, но даже это никак не повлияло на  ситуацию - "Роснефть" вряд ли откажется от идеи с трубопроводом ибо это сэкономит большие деньги в перспективе.

Беда не приходит одна - под таким грифом начнется осень этого года, когда "РЖД" потеряет еще один маршрут доставки нефти. На этот раз из Уяра к нефтеперерабатывающему заводу Независимой нефтяной компании из-за подключения последнего к ответвлению нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, о котором мы говорили выше. Судя по тенденциям, "РЖД" и дальше будет проигрывать долю в перевозках нефти, если на довольно высоком уровне не будет какой-либо целевой программы, призванной уровнять шансы двух видов транспорта с целью сохранить за железной дорогой некоторый оговоренный объём перевозимых грузов. Если этого не случится, любой новый нефтепровод сможет существенно сократить количество рабочих мест на участках железной дороги, обслуживающих перевозки нефти.

Автор: SeoWhite | Дата публикации: 11.06.15 |