Директор Государственного литературного музея выступил против ФГОС Ольги Васильевой

Директор Государственного литературного музея, профессор РГГУ, филолог Дмитрий Бак осветил сегодня ряд вопросов, касающихся проблем преподавания литературы в школе. В частности, он затронул вопросы о том, что сегодня нам непонятно в классике, нужен ли «золотой канон», почему академическое образование – самое практичное и др.

Бюрократическая утопия
Дмитрий Петрович отметил, что в России на сегодняшний день система образования проходит активное реформирование, интеграцию в международный образовательный процесс. Соответственно, вводятся новые методики и программы.

В 2016 году были приняты дополнительные изменения. Во-первых, новый стандарт предполагает выделение трех предметных областей: русский язык и литература, родной язык и литература, а также иностранный язык. Во-вторых, подробно описаны требования по результатам, касающихся двух обязательных предметов: русского языка и математики. И в-третьих, упростили систему обязательных требований организации рабочей программы. В 2014 году был озвучен вопрос о слишком большой отчетности. Теперь же, при новом стандарте, эти требования разделены на три сферы: планирование желаемых результатов, содержание, тематическое планирование.

Дмитрий Бак отметил, что, в свое время, будучи замдекана историко-филологического факультета РГГУ, он видел и понимал, что чем больше детализируешь параметры, тем больше окунаешься в бюрократический круг отчетности и меньше выводишь в учебный процесс. Проверяющий отчеты скажет, что документация в порядке, однако между преподавателем и учеником такой же порядок как в отчете?

О внедрении вариативности
Что касается внедрения вариативности в преподавании литературы, директор музея предложил объединить вопрос о вариативности с проблемой «золотого списка». По результатам многолетней дискуссии были выделены две основные позиции. Первая – в школьном образовании необходим незыблемый перечень произведений, так называемый «золотой канон», который будет гарантом качества образования, а также сохранит национальную идентичность гражданина Российской Федерации. Вторая-модернизационная. Вариативность нужна потому, что количество школьных лет остается прежним, в то время как история литературы продолжается. То есть конечного списка быть не может.

Дмитрий Петрович считает очень гармоничной систему, которая будет содержать в себе три разных корпуса произведений. В первом случае, корпус содержит обязательные произведения с указанием автора и текста, второй – содержит имена авторов, но произведения подлежат выбору, и третий список авторов предполагает выбор писателя для домашнего чтения.

У русской классики нет врагов
Профессор подчеркнул, что у русской классики врагов нет. Классика сейчас доступна всем и к тому же понятна, однако несколько в иной мере, нежели 30 лет назад. Но главный недруг классики не тот, кто борется за ее вдумчивое разъяснение, требующее интеллектуальных затрат, а тот, кто, прикрываясь лозунгами о «вечности» классики, провоцирует поверхностное изучение классических романов, ведущее к формированию нелюбви и отвращению словесности позапрошлого века.

Недостаток времени
О том, что не хватает времени на изучение предмета, говорят почти все преподаватели. И все же, основной задачей учителя является прививка любви к литературе, что можно сделать и на малом материале. Что касается непрямых последствий Единого государственного экзамена, то дело даже не в самом ЕГЭ, а в том, что выпускник, заканчивая 11 класс, уже знает, в какой вуз будет поступать. При этом, его внимание сфокусируется на профильных дисциплинах, а если все же школьник видит себя филологом, то готовится он будет к ЕГЭ, но не изучать литературу.

О качестве и количестве
Так уж вышло, что Россия в глазах множества людей идентифицируется не с кем иным, как с Чеховым, Пушкиным, Достоевским и Толстым. Бак подчеркивает важную особенность английской и атлантической систем образования. Здесь на протяжении веков доминирует уход от всеобщей регламентации содержания образования, почти отсутствует беспокойство количественной неполноты опыта учеников в изучении истории литературы. Филолог напомнил, что важным моментом является изучение двух-трех авторов, не больше, потому как важно качество, а не количество.
Финское образование, уточняет Дмитрий Петрович, основано на российских традициях, которые были заложены в 30-е годы 19 в. Сергеем Уваровым, министром образования. Консерватизм необходим, однако до тех пор, пока в нем не прослеживается агрессивное неприятие нового.

Общество русской словесности
С созданием Общества русской словесности приходит надежда на то, что между сторонниками разных стратегических позиций в образовании будет достигнут компромисс в современных дискуссиях. Важно оставить действующую ныне систему законов, которая определяет сегодня параметры российского образования. Необходимо не допустить революционных преобразований в системе образования.
Ко всему прочему, Общество, по мнению директора Государственного литературного музея, призвано излагать экспертные оценки различных направлений и явлений в нынешнем образовании. Кроме того, правильно было бы ожидать от него новых общественных инициатив, которые могут послужить поводом для новых программ, осуществление которых будет полезна российской школе.

Автор: icewallker | Дата публикации: 09.04.18 |